Факты
Поледнее обновление: 9.10.2005
В русском языке еще не успело прижиться слово "кроссовер", но, похоже, пора вводить его всерьез и надолго. Практику кроссоверов ввел в массовую культуру Стэн Ли, создатель множества комиксов, выходивших в 60-е годы в издательстве Marvel Соmics. В придуманном им мире люди Икс иногда встречались с Человеком-пауком, благо все герои издательства обитали примерно в одной и той же вселенной.
Ли мог позволить себе кроссоверы, встречи героев из разных произведений, потому что на всех на них у него были авторские права. Но хотя подобные начинания неизменно пользовались успехом у фанов, их дальнейшему расцвету препятствовал закон об авторском праве.
В начале ХХI века правила игры начали меняться. Во-первых, шоу-бизнес прибрали к рукам крупные корпорации, что означало сосредоточение прав на всех героев масскульта в руках четырех-пяти могущественных игроков, которым легче договориться между собой, чем сотням мелких. А во-вторых, Голливуд, который в очередной раз испытывает недостаток новых творческих идей, пытается выйти из этого трудного положения путем скрещивания старых.
В последние годы кроссоверы стали настоящей золотой жилой. Идет работа над сценарием "Бэтмен против Супермена". Завершаются съемки фильма "Чужой против Хищника". Привлекаются к работе литературные герои, придуманные до того, как были приняты законы об авторском праве, а потому принадлежащие всем и никому в отдельности (самый яркий пример - "Лига выдающихся джентльменов").
Кинокомпания Universal, не желая оставаться в стороне от этого процесса, решила создать не просто кроссовер, а долгосрочную франшизу, в рамках которой наряду с фильмами будут создаваться телесериалы, анимационные программы на DVD, а в перспективе - комиксы, книги и т. д. и т. п.
В конце 90-х на Universal тлела идея возродить старую добрую традицию "фильмов о монстрах". Возрождение началось с чрезвычайно успешной "Мумии" (1999). Следующими в планах стояли "Человек-волк", "Чудовище Франкенштейна", "Невеста Франкенштейна" и "Чудовище из Голубой лагуны". По ряду причин разработка всех проектов застряла на стадии сценария (причин называлось много - слишком большие бюджеты, отсутствие оригинальных концепций и пр.), и к началу 2002 года перед студией Universal (которая только что "отстрелялась" двумя "Мумиями" и "Царем скорпионов") встала проблема: а что дальше?
Тогда-то и возникла спасительная идея: объединить нескольких монстров в одно кино.
Позже фаны обвинили студию в том, что чиновники, мол, почерпнули идею на фанатских форумах; возможно, так оно и было. Но от идеи до воплощения - долгий путь.
В начале 2002 года по голливудским кулуарам пошли слухи, что Universal предложила режиссеру Стивену Соммерсу (создателю "Мумии") раскрутить новый фильм о монстрах - любой на его выбор. Тот решил порыться в закромах студии и нашел интересные разработки компьютерных эффектов для "Человека-волка" и "Чудовища Франкенштейна", сделанные еще в 1999 году, когда оба проекта были фаворитами студии.
Подсчитав стоимость эффектов по состоянию на 2002 год (с каждым годом, естественно, новые компьютерные технологии дешевеют), он предложил студии свою концепцию киносериала: несколько монстров - и один легендарный борец с ними. В качестве борца он предложил Ван Хельсинга - персонаж из романа "Дракула".
Разумеется, концепция нуждалась в радикальной переработке имиджа главного героя. В книге Брэма Стокера Ван Хельсинг предстает перед нами немолодым умудренным жизнью человеком. В киноверсиях эту роль обычно поручали актерам-ветеранам: Энтони Хопкинсу, Кристоферу Пламмеру, Лоренсу Оливье. Разумеется, студии такой герой был не нужен. Поэтому от литературного персонажа осталось только знаменитое имя, и в сценарии Соммерса Ван Хельсинг стал молодым и красивым наемником-охотником, работающим на католическую церковь и сражающимся с монстрами при помощи технологий ХIХ века - колов, арбалетов и тому подобного.
Сценарий Соммерса изобиловал сложными постановочными сценами, массовками, масштабными декорациями и компьютерными эффектами. По самым скромным подсчетам съемки картины должны были обойтись Universal в 150 миллионов долларов. Тем не менее Соммерсу без колебаний дали зеленый свет, поскольку на студии решили, что деньги будут вложены не просто в отдельно взятый фильм, а киносериал, который в будущем может стать визитной карточкой Universal.
Летом 2002 года Universal официально объявила дату премьеры своего будущего суперфильма: 7 мая 2004 года - почти за два года до его выхода на экран! После этого ни у кого не осталось сомнений, что это было сделано для того, чтобы заранее "расчистить" премьерный уик-энд. Тогда же студия начала переговоры с Хью Джекманом: у него как раз заканчивался контракт на "Людей Икс" (он был обязан сняться в двух фильмах), и актер искал новую эффектную роль, которая позволила бы ему остаться крутым парнем, но не была бы вариацией на тему "благородного мутанта".
На главную женскую роль была приглашена Кейт Бекинсэйл. Ей досталась роль Анны Валериос, бесстрашной охотницы на вампиров. В отличие от остальных героев фильма Анна - совершенно новый персонаж без литературного или кинематографического багажа. Впрочем, и в ее случае есть подвох: предыдущей ролью Бекинсэйл была вампирша в "Другом мире"!
На роль "главного вампира всех времен и народов" графа Дракулы Соммерс пригласил Ричарда Роксбурга, который ранее снимался в похожем кинококтейле - играл "М" в "Лиге выдающихся джентльменов". На роль слуги Франкенштейна Соммерс взял своего постоянного актера Кевина О'Коннора, который, как поговаривают в кулуарах, приносит ему удачу (О'Коннор снимался в "Мумии"). Человека-волка (и по совместительству - брата красавицы Анны) сыграл танцор Уилл Кемп, потому что Соммерс искал актера с необычной пластикой.
На роль Чудовища Франкенштейна пригласили малоизвестного актера Шулера Хенсли, а в роли-камео самого барона Франкенштейна засветился Самуэль Уэст. Съемки начались в Праге в январе 2003 года. Чешская столица стала идеальным местом для съемок: много старинных домов и улиц, к тому же далеко от киноманов. Соммерсу удалось сохранить в тайне сюжет картины (отчасти потому, что он сам писал сценарий и показывал его только тем, кто непосредственно занимался проектом). Для утешения киноманского сообщества Universal после начала съемок создала официальный сайт фильма, на котором сразу же появились официальные плакаты трех основных "плохих парней" - Человека-волка, Дракулы и Чудовища Франкенштейна, а также самого Ван Хельсинга, похожего одновременно на Зорро и молодого Клинта Иствуда в лентах Серджо Леоне.
Уже по первым картинкам стало ясно, что денег в фильм придется вложить много. Дракула, например, выглядел наполовину человеком, наполовину летучей мышью, поэтому поединок между ним и человеком мог быть снят только с помощью спецэффектов. Чудовище Франкенштейна выглядело не столько человеком, сшитым из кусков, сколько киборгом, склепанным в основном из металлических лат, труб и шарниров, с дыркой на месте сердца. Человек-волк выглядел довольно традиционным вервольфом, который тем не менее производил устрашающее впечатление.
Съемки закончились ровно за год до премьеры - в мае 2003-го. Больше девяти месяцев ушло на работу со спецэффектами, монтаж и тонировочные работы. Фильм-событие готовили тщательно и методично. Одновременно Universal занималась разработкой франшизы в смежных областях шоу-бизнеса. Телеканал NBC, который незадолго до этого пережил слияние с Universal, начал разработку мистического телешоу "Трансильвания" на сезон 2004-2005 гг. Хотя в нем не было прямой связи с героями "Ван Хельсинга", Стивен Соммерс написал для пилотного выпуска сценарий о маленьком городке, где постоянно появляются странные существа, а также выступил в качестве одного из продюсеров шоу. В 2004 году планируется начать выпуск получасовых анимационных лент о Ван Хельсинге. Первый из них, "Ван Хельсинг: лондонское задание", выйдет на DVD в мае, через неделю после премьеры кинофильма, причем озвучивает героя лично Хью Джекман.
Одним словом, ожидается Большое Событие - создание новой киновселенной.
Действие "Ван Хельсинга" разворачивается в конце XIX века в Лондоне, Риме, Париже и Трансильвании. Человечество подвергается постоянным угрозам со стороны разнообразных монстров, в том числе вампиров, оборотней, а также Чудовища Франкенштейна. Помочь человечеству может только Ван Хельсинг - бесстрашный охотник за монстрами. По заданию тайного общества он отправляется в Трансильванию, чтобы низвергнуть могущественного графа Дракулу. Там он знакомится с Анной Валериос, которая тоже готовится сразиться со знаменитым вампиром, потому что его гибель снимет с ее семьи проклятие, наложенное на нее много веков назад.
Впрочем, о самом сюжете известно немного. Студия держит сценарий в строжайшей тайне и даже не стала проводить тест-просмотров - неслыханный шаг для такого крупнобюджетного проекта. Правда, Хью Джекман один раз неосторожно проговорился: "Дракула хочет плодиться и размножаться, а я ломаю ему весь кайф!" - но неизвестно, шутил он или нет. А когда об этом спрашивают самого Стивена Соммерса, он загадочно отвечает: "Наш фильм о том, как правая рука дьявола пожимает левую руку Бога". Как вы думаете, он это серьезно?
По материалам //movie.ru
Рассказывает сценарист и режиссёр Стивен Соммерс
Снимая фильмы по известным сюжетам и с популярными персонажами, необходимо опираться на первоисточники. Когда я решил снять фильм "Приключения Гека Финна", я посмотрел почти все старые фильмы об этом юном герое и пришёл в недоумение. У меня создалось впечатление, что никто из создателей этих фильмов не обращался к первоисточнику, к книге Марка Твена. Например, предыдущий фильм про Гека Финна поставил Рон Ховард, и сам же сыграл в нём главную роль. Говарду тогда было уже 23 года, или даже больше.
Я посмотрел все старые фильмы "Юниверсал" о монстрах, и думал: "Почему я любил их, когда был ребенком? Что такого уникального во всех этих монстрах?". Я обожаю "Эббота и Костелло", но я хотел сделать другое кино. Я не хотел делать что-то вроде "Мумии - 3" с тремя монстрами. Я хотел сделать картину в совершенно другой тональности. Это другая история и мне очень нравятся эти герои. Я взялся за проект, говоря себе "Здесь нет монстров. Просто люди, у которых очень большие проблемы". У Ван Хельсинга большие проблемы, у принцессы Анны большие проблемы, а у этого парня Франкенштейна реально огромные проблемы. Человек-волк просто несчастный персонаж, отверженный. Так что перед вами куча людей с очень большими проблемами. Но все они люди. Даже Джекилл с Хайдом: и те - люди. Франкенштейн - человек. Конечно, он, скорее, семь разных людей, но ведь людей.
Вопросы и ответы:
Будет ли секс в фильме?
Будет полное фронтальное обнажение. Мы рассчитываем на рейтинг "от 13 лет", но обнаженное тело будет.
Какая тональность у фильма?
Я думаю, что это, конечно, развлечение, но с большой долей драматизма.
Как вы выбрали Хью Джекмана на главную роль?
Когда я написал сценарий, я отнес его Бобу Дуксэю. Боб обычно говорит: "О, это Джейсон Скотт Ли или это Брэндан Фрейзер". На студии всегда найдется человек, который после прочтения сценария выдаст вам список из ста актеров, которые могли бы это сыграть. Если это главный герой, вам дадут список всех хоть сколько-нибудь известных актеров в возрасте от 18 до 55. Вне зависимости от расы, цвета и так далее. Образ Ван Хелсьинга более мрачный, более брутальный (чем Брэндан Фрейзер), более мистический, яполагаю. И есть очень немного актеров, которые могли бы это сыграть. Прежде всего, это должен был быть мужчина. Есть множество прекрасных актеров, но они скорее мальчишки. А нам был нужен более зрелый парень. А таких Ра-два и обчелся: есть Эван МакГрегор, есть Вигго Мортенсен и есть Хью. Я много слышал о Хью - не подумайте, что я слышал что-то плохое об Эване или Вигго - и я люблю работать с приятными людьми. Я знаю людей, которые рассказали мне, что Хью - отличный парень. Я бы, например, с удовольствием поработал с Джорджем Клуни, потому что слышал, что он отличный парень. Я заинтересован в актерах, которые и приятные люди, и хорошие актеры. Оба эти качества есть у Хью.
А что насчет Кейт Бэкинсейл?
Мы даже не пробовали никого на эту роль, кроме Кейт. Конечно, Хью тоже не проходил через прослушивание, но на остальных персонажей у нас был сумасшедший кастинг. А Кейт мы не прослушивали, я просто позвонил ей и сказал: "Я высылаю тебе сценарий".
Вы играли с мифами в сценарии? Ну, например, в "Мумии" вы придумали, что мумия боится кошек. Есть что-нибудь подобное в "Ван Хельсинге"?
Да, конечно, я всегда так делаю. Я читаю обычно все, что написано по теме, а потом: если ты знаешь правила, их можно ломать. В фильме мы рассказываем, что Дракула - источник всех остальных вампиров, и его нельзя убить колом в сердце. В фильме есть сцена, когда героиня кричит: "Мы боремся с Дракулой 400 лет. Мы кропили его святой водой, стреляли, чего только не делали, но никто не знает, как убить Дракулу". Иногда надо ломать стереотипы. То есть возьмите все правила, выбросьте их куда подальше и снимайте.
Рассказывает Хью Джекман
Ван Хельсинг - это не просто истребитель вампиров. Вы это увидите. Он тайный агент католической церкви. На его плечах лежит тяжёлая ноша. Он - воин, ему приходится убивать. В фильме темные силы овладевают людьми, и они становятся кровожадными монстрами, но после смерти к ним возвращается прежний облик. Когда Ван Хельсинг убивает мистера Хайда (это его первая схватка в фильме), он видит на земле труп доктора Джекилла, то есть человека, а не убитое им чудовище. И он не может никому ничего объяснить. Для людей он - загадочный тип, тёмная личность, к нему относятся настороженно, ведь обычные люди не знают, да и не должны они знать о том, кто он есть на самом деле. Иногда его мучает одиночество, неизбежное при его профессии. В начале фильма он даже испытывает определённые сомнения, недостаток мотивации. Он - не торжествующий победитель, он - человек долга, которому приходится защищать этот мир от сил зла.
Вопросы и ответы:
У Вас богатый арсенал для борьбы с чудовищами...
Это очень непросто. Я посчитал, у меня 23 различных инструмента. Иногда я себя чувствую как коммивояжер, торгующий часами на 42-ой улице. Но если без шуток, это очень нелегко физически.
Говорят, в этом фильме бы будете парить в воздухе?
Да, есть такой сложный трюк с лесками. Потрясающий. Мне очень нравится. Есть несколько сцен, где мы подвешены на лесках и парим в воздухе, потому что вокруг вампиры, летучие мыши и прочая нечисть, и мы с ними сражаемся. Мы снимали эту сцену больше четырех недель: Кейт подхватывают вампиры и летят ввысь, я цепляюсь за ее ноги и мы летим. Очень-очень быстро.
А как работалось с массовкой?
Массовка была просто потрясающая. Туда набирали, в основном, пражских бродяг. У них потрясающие лица - они все выглядят, как деревенские жители. Они должны были изображать охотящихся за мной вампиров и других монстров. Мне было очень не по себе, когда за мной гонялась толпа из 250 человек, загримированных и вооружённых ножами, топорами, пилами и тому подобными предметами, а мне приходилось то уворачиваться, то драться с кем-то из них, то летать над ними по воздуху на проволочных канатах, видя внизу всю эту беснующуюся толпу.
Как вы планируете управляться с двумя успешными брэндами: "Ван Хельсингом" и "Людьми Х"?
Перед тем как подписать котракт на "Ван Хельсинга", я задал вопрос своему агенту: "Может мне не стоит сниматься и там, и там"? Он ответил: "Я думаю, это первый случай в истории. Передо мной актер, который боится сниматься в двух успешных проектах". Я думаю, это верный подход. Если фильмы хорошие, и люди хотят увидеть продолжение и того, и другого, почему нет?
Вы подписались на сиквел?
Да. Я подписал контракт на съемки в продолжении.
материал взят с сайта: http://www.kinoodessa.com/release/van_helsing_print.html
НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ФИЛЬМЕ
После съемок «Мумии» друзья постоянно подшучивали над Стивеном Соммерсом, спрашивая, когда он приступит к работе над «Дракулой». В конце концов Соммерс решил, что сможет раз и навсегда избавиться от насмешек, собрав всех монстров студии Юниверсал – Дракулу, Мумию, Вервольфа и Франкенштейна – в одном фильме.
Оружейный арсенал Ван Хельсинга Стивен Соммерс любовно называл «монстробойками».
Соммерс с самого начала планировал взять на роль Ван Хельсинга именно Хью Джекмэна. «Женщины его полюбят, а мужчины ему поверят», - говорил режиссер.
Над созданием великолепных ландшафтов и пейзажей работала команда художников, которую составляли ровно 1 тысяча человек.
Самая большая декорация была построена при создании интерьеров замка Дракулы. Коридор ведущий в замок, вкупе с башнями и подвесным мостом, оказался настолько огромен, что не поместился в павильоне. Установив декорацию на улице съемочная группа была вынуждена работать по ночам, ведь согласно сценарию, все события в замке происходят после заката.
Сцену бала у Дракулы снимали в соборе Св. Николаса в Праге. Съемки в помещении, представляющем историческую ценность, накладывали определенные обязательства на съемочную группу. В частности, в соборе было необходимо поддерживать стабильно низкую температуру. «Я была удивлена, обнаружив, что на экране мы вовсе не выглядели посиневшими,» - вспоминает Кейт Бекинсейл.
Съемочная группа подчеркивает, что корова, уничтоженная одной из невест Дракулы, состоит не из мяса, а из килобайт.
|